Розвиток у дітей дрібної моторики

 

Мелкая моторика представляет собой особый комплекс скоординированной работы пальцев и кистей рук и ног, представляющий собой выполнение мелких и достаточно точных движений. К системе такого рода действий относятся привычные жесты и несложные мелкие манипуляции. Малышам возрастом до 5 лет чрезвычайно важно развивать мелкую моторику. Учитывая выводы исследования анатомических особенностей строения головного мозга и расположение зоны речи и проекцией кисти в двигательном участке рядом, то есть речевые навыки быстрее формируются, когда мы активно развиваем мелкую моторику рук.

В общем развитии детей мелкая моторика играет ключевую роль. Регулярная стимуляция моторных навыков благоприятно сказывается на общую картину социализации: ребенок усваивает определенные образцы поведения, ценности и социальные нормы, психологические установки, получает знания и навыки, то есть все то, что поможет ему функционировать в современном обществе.

Моторика пальцев сказывается на развитии ловкости, на отработке каллиграфии, ускоряет реакцию, а также стимулирует концентрацию внимания, мышление, память, речь. Каждая возрастная категория соответствует особенностям развития. В чем разница между новорожденными и дошкольниками?

ОСОБЕННОСТИ

Дети в 4-5 лет могут производить руками более сложные, разнообразные и частые манипуляции в отличие от грудничков. Это вызвано не только отработанными за годы навыками, но и необходимостью осуществлять большее количество согласованных движений. Полноценным психическое и физическое развитие ребенка будет только в случае абсолютного соответствия его действий конкретному возрастному этапу, у которого имеются свои особенности.

Начиная с грудничкового периода, мелкая моторика получает постепенное развитие. Последовательность обусловлена психоэмоциональной составляющей формирования личности: с познанием окружающего мира у ребенка возникает подсознательная потребность изучать, получать знания и опыт. Тактильное восприятие предметов дает возможность получать необходимую информацию. Чем более развита координация движений пальцев и кистей рук и ног, работающих в тандеме со зрительным органом, тем сформированнее будет маленькая личность.

Помочь ребенку возможно, если во время занятий с ним учитывать особенности развития мелкой моторики его возрастного периода.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Для развития моторики детей до года применяют регулярные массажные процедуры с применением различных круп и мешочков с жидким или твердым содержимым. Кроме пользы самих массирующих движений, малыш сможет тактильно ощущать предметы и получать нужную информацию.

Ребенок в 1 год сможет самостоятельно захватывать маленькие предметы и крепко их держать некоторое время, стучать игрушками, раскидывать детали по сторонам.

В развитии мелкой моторики у малышей в 2 года и до 3 лет в основном принимает активное участие ладонь. Захват предмета осуществляется подушечками указательного и большого пальца.

В возрасте 3 лет у ребенка хорошо развиваются движения пальцев, их координация настолько четкая, что похожа на моторику уже взрослого человека. Все те навыки, которые были получены в более ранние года, в 5 лет только совершенствуются и приобретают более серьезные формы. Ребенок становится самостоятельным, без посторонней помощи складывает вещи по определенным местам, рисует четкие линии и круги, ловко орудует ножницами, вырезая бумажные фигурки, застегивает и расстегивает молнию, пуговицы на одежде.

НОРМЫ

Развитие мелкой моторики для детей до 5 лет способствует:

  • изучению окружающих предметов;

  • рисованию уверенных линий и изображений;

  • использованию маленьких предметов для игр;

  • умению строить из конструкторов небольшие сооружения.

Правильно развивающийся ребенок в 5 лет нарисует человечка, состоящего как минимум из 4-х элементов. Мышление формируется за счет совершенствования двигательных способностей. В этот период прослеживается положительная динамика в развитии речи.

ОТКЛОНЕНИЯ

В случае задержки в развитии моторики пальцев у малышей от 2 до 4 летнего возрастамогут возникнуть:

  • нарушения в формировании психомоторики;

  • нарушения координации движений;

  • отсутствие быстроты реакции;

  • отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

  • отсутствие умения самостоятельно держать карандаш или ручку.

Подобные отклонения свидетельствуют о присутствии двигательных расстройств.

ДИАГНОСТИКА

Своевременная диагностика нарушений развития мелкой моторики в 3 года позволит принять безотлагательные меры. При помощи комплекса несложных упражнений и задач специалист увидит, справляется ребенок или нет. Если малышу удалось выполнить 30% заданий, значит, есть повод задуматься о его интеллектуальном и речевом развитии.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

С целью развития координации движений у детей, можно использовать специальные игрушки для мелкой моторики либо определенные упражнения, тем более что сегодня на выбор предлагаются различные методики.

Играть рекомендуется используя  мелкие предметы, крупы и мешочки, наполненные разными элементами по степени твердости. Для развития мелкой моторики и одновременно формирования творческого воображения нужно регулярно складывать пазлы, различные конструкторы, мозаику.

И не забывать про пальчиковую гимнастику, сопровождающуюся веселыми играми, потешками. Лепка, массаж, рисование в совокупности будут способствовать успешному развитию ребенка!

РАСПИСАНИЕ

День недели Время Аудитория
Понедельник
Вторник
Среда
17.00-19.00 к.4 и к. 32
Четверг
Пятница
17.00-19.00 к.4. и к. 32
Суббота
Воскресенье
17.00-19.00 к.4. и к. 32