Навчання грамоті дошкільнят

 

Обучение грамоте детей дошкольного возраста остается основным этапом для формирования навыков письма и чтения. Данной теме посвящены многочисленные труды и авторские разработки, позволяющие эффективно и качественно «подавать» материал ребенку. Программа состоит из изучения таких этапов:

  • понятия о звуках и буквах –  дети должны научиться понимать разницу между этими терминами, определять их наличие в слове;
  • при обучении нельзя использовать транскрипцию алфавита для обозначения букв, к примеру, БЭ, ЭМ. Необходимо называть только звук, который дает буква. В этом случае происходит концентрация внимания ребенка на положении губ во время воспроизведения звука. Различные методики рекомендуют для занятий применять зеркало, дающие возможность ребенку наблюдать за изменением положения губ во время разговора;
  • формирование понятий о гласных и согласных звуках, позволяющих создавать слова;
  • изучение основ письма, которое состоит из использования прописей с указанием направления линий для написания букв.

Грамотный подход даст возможность в дальнейшем избежать риска неверно сформированных понятий, негативно отражающиеся на обучении в школе. Грамотность малыша напрямую зависит от чтения.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

При обучении ребенка чтению важно вначале привить ему желание изучать информацию. Для этого родители должны самостоятельно читать малышу различные книги, соответствующие возрасту.

По мнению педагогов и психологов, оптимальный период для формирования знаний и навыков чтения от 5-6 лет. В этом возрасте ребенок проявляет интерес к книгам, для познания мира ему недостаточно рассматривать яркие рисунки.

Формирование навыков чтения поэтапно:

  • изучение букв и звуков;
  • правила объединения в слоги. В процессе обучения рекомендовано пропевать слог, соединять одинаковые слоги для формирования слов, к примеру, МА-МА;
  • использование игровых карточек или кубиков, что позволит создать малышу интересную и увлекательную игру;
  • осознанное чтение слов и составление их в предложения.

Не рекомендуется делать резкие переходы от одного этапа к другому без полноценного понимания его принципа.

Занятия по чтению для дошкольников не должны превышать более 30-40 минут. Во время чтения нельзя повышать голос на малыша, критиковать его – таким поведением Вы только снизите желание обучаться.

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Для освоения техники письма используется написание прямых наклонных линий, которое формирует навыки правильного держания ручки и позволяет ориентироваться на тетрадной площади. При обучении используются такие дидактические принципы:

  • доступность материала;
  • поэтапное усложнение материала – ребенок переходит от простого задания к сложному, что способствует постоянному развитию навыков;
  • использование различных методик обучения, подбирающихся в зависимости от индивидуальных особенностей малыша;
  • творческие работы должны сочетаться с обучающей программой.

Азбука подбирается с учетом языковой принадлежности, изучение букв начинается после формирования понятий о звуках.

Алгоритм письма состоит из правил написания слов и предложений, знание которого повышается за счет постоянного чтения книг. Анализ каллиграфических ошибок при методике изучения письма предотвращает неверное формирование навыков письма. Востребованные методики обучения детей младшего школьного возраста:

  1. Звукобуквенная методика обучения чтению Эльконина используется в школьной программе. Большая часть букварей построена по принципу аналитико-синтетических операций. Не рекомендована к использованию для детей до 6 лет.
  2. Методика обучения чтению Г. Домана основана на принципе увлекательной игры.
  3. Система общего развития Л.В. Занкова предполагает цельное развитие личности. При обучении необходимо развивать все навыки, изучение отдельных дисциплин не принесет положительных результатов.
  4. Материал Николая Зайцева основан на изучении не каждой буквы по отдельности, а сразу слогов. Кубики Зайцева рекомендованы к использованию для детей от 3 лет. Таблицы Зайцева разработаны для усвоения ребенком нового материала.

Вне зависимости от того, какая методика используется для обучения ребенка, важно придерживаться систематичности уроков и формировать у малыша желание узнавать мир с помощью чтения.

 

РАСПИСАНИЕ

День недели Время Аудитория
Понедельник
Вторник
Среда
17.00-19.00 к.4 и к. 32
Четверг
Пятница
17.00-19.00 к.4. и к. 32
Суббота
Воскресенье
17.00-19.00 к.4. и к. 32