Чому важливо привчати дітей до самостійності

 

В подходе к воспитанию у родителей существует несколько позиций. Одни стремятся оградить ребенка от всех проблем и решать за него любые вопросы вплоть до совершеннолетия (и дальше). Другие, наоборот, дают ему полную свободу действий без малейших попыток контроля. Оба подхода неправильны. В первом случае у повзрослевшего человека полностью атрофируется способность принимать решения (а, значит, и брать на себя ответственность). Во втором случае самостоятельность рискует перерасти во вседозволенность и отсутствие каких либо моральных ценностей.

Правильный подход находится посередине между этими крайностями. Человек должен уметь мыслить и действовать самостоятельно. Но, при этом, выполнять определенные правила и руководствоваться не только своей выгодой, а уметь понять и интересы других людей.

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Прежде, чем перейти к описанию реальных способов, как помочь ребенку стать самостоятельным, необходимо определиться со стартовой позицией. Нельзя рассматривать сына или дочь, как объект и воспитывать его для своего личного удовлетворения. Ребенок — это личность. Ваша задача — помочь ей развиться и выйти из вашей тени.

Начало воспитания личности — позволить самому принимать решения, не оглядываясь постоянно, одобряете ли вы тот или иной поступок. Самостоятельность — эти и ответственность. Поэтому ребенок должен понять, что за неудачные решения он может понести наказание, если не от вас, то от других — учителей, друзей, незнакомых людей. И виноваты в этом будут не они, а он и его поступки.

Понимать что можно, а что нельзя, малыш начинает года в три. В это время ему должны быть привиты определенные установки:

  • следить за собой;
  • аккуратно складывать свои игрушки и вещи;
  • уметь выслушать замечания;
  • не перебивать старших.

Он должен понять, что есть правила, которые нарушать нельзя, но они не нарушают его свободы, а только показывают хорошее воспитание.

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным, не следует требовать от него невозможного. Все воспитательные действия должны соответствовать уровню его возрастного развития. Для начала разработайте собственную программу, включив в нее такие обязательные пункты:

СОЗДАТЬ РАСПОРЯДОК ДНЯ

Это научит ребенка основам планирования собственного времени и умению ставить конкретные задачи.

НАУЧИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы у всех разные. Для малыша, да и для подростка, будет хорошо, если он научится:

  • мыть за собой посуду, а не искать чистую чашку каждый раз;
  • приготовить бутерброд, если голоден;
  • собрать портфель в школу;
  • поменять ботинки, если промочил ноги.

Эти и другие «мелочи жизни» многие родители решают за детей, не задумываясь о том, что это первый шаг к становлению психологии иждивенца и потребителя, не умеющего заботиться ни о себе, ни о других.

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА БЫТЬ НАСТОЙЧИВЫМ

Уметь достичь своей цели — обязательно качество успешного человека. Но нельзя путать его с капризностью. Настойчивость — это умение самому сделать то, что получается с трудом, не напрягая при этом других своими проблемами.

ПРЕДЛАГАЙТЕ РАЗУМНЫЙ ВЫБОР

У каждой задачи всегда есть несколько решений, от совершенно неприемлемых до оптимальных. Научите находить правильное. Сначала подскажите ему несколько вариантов легких бытовых или игровых задач. Затем доверьте выбор самому. Так вы научите его, что нет единственно верного решения, а, значит, нет и полностью безвыходных ситуаций.

ДАВАЙТЕ СОВЕТ, НО НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ

Это очень просто для посторонних, но очень сложно для родителей. Уважайте решения ваших детей, ненавязчиво направляя их к правильному. Но не диктуйте им, что делать. Дети лучше воспринимают совет, когда есть возможность решить, следовать ли ему, чем прямое указание.

РАСПИСАНИЕ

День недели Время Аудитория
Понедельник
Вторник
Среда
17.00-19.00 к.4 и к. 32
Четверг
Пятница
17.00-19.00 к.4. и к. 32
Суббота
Воскресенье
17.00-19.00 к.4. и к. 32