Мелкая моторика представляет собой особый комплекс скоординированной работы пальцев и кистей рук и ног, представляющий собой выполнение мелких и достаточно точных движений. К системе такого рода действий относятся привычные жесты и несложные мелкие манипуляции. Малышам возрастом до 5 лет чрезвычайно важно развивать мелкую моторику. Учитывая выводы исследования анатомических особенностей строения головного мозга и расположение зоны речи и проекцией кисти в двигательном участке рядом, то есть речевые навыки быстрее формируются, когда мы активно развиваем мелкую моторику рук.
В общем развитии детей мелкая моторика играет ключевую роль. Регулярная стимуляция моторных навыков благоприятно сказывается на общую картину социализации: ребенок усваивает определенные образцы поведения, ценности и социальные нормы, психологические установки, получает знания и навыки, то есть все то, что поможет ему функционировать в современном обществе.
Моторика пальцев сказывается на развитии ловкости, на отработке каллиграфии, ускоряет реакцию, а также стимулирует концентрацию внимания, мышление, память, речь. Каждая возрастная категория соответствует особенностям развития. В чем разница между новорожденными и дошкольниками?
ОСОБЕННОСТИ
Дети в 4-5 лет могут производить руками более сложные, разнообразные и частые манипуляции в отличие от грудничков. Это вызвано не только отработанными за годы навыками, но и необходимостью осуществлять большее количество согласованных движений. Полноценным психическое и физическое развитие ребенка будет только в случае абсолютного соответствия его действий конкретному возрастному этапу, у которого имеются свои особенности.
Начиная с грудничкового периода, мелкая моторика получает постепенное развитие. Последовательность обусловлена психоэмоциональной составляющей формирования личности: с познанием окружающего мира у ребенка возникает подсознательная потребность изучать, получать знания и опыт. Тактильное восприятие предметов дает возможность получать необходимую информацию. Чем более развита координация движений пальцев и кистей рук и ног, работающих в тандеме со зрительным органом, тем сформированнее будет маленькая личность.
Помочь ребенку возможно, если во время занятий с ним учитывать особенности развития мелкой моторики его возрастного периода.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Для развития моторики детей до года применяют регулярные массажные процедуры с применением различных круп и мешочков с жидким или твердым содержимым. Кроме пользы самих массирующих движений, малыш сможет тактильно ощущать предметы и получать нужную информацию.
Ребенок в 1 год сможет самостоятельно захватывать маленькие предметы и крепко их держать некоторое время, стучать игрушками, раскидывать детали по сторонам.
В развитии мелкой моторики у малышей в 2 года и до 3 лет в основном принимает активное участие ладонь. Захват предмета осуществляется подушечками указательного и большого пальца.
В возрасте 3 лет у ребенка хорошо развиваются движения пальцев, их координация настолько четкая, что похожа на моторику уже взрослого человека. Все те навыки, которые были получены в более ранние года, в 5 лет только совершенствуются и приобретают более серьезные формы. Ребенок становится самостоятельным, без посторонней помощи складывает вещи по определенным местам, рисует четкие линии и круги, ловко орудует ножницами, вырезая бумажные фигурки, застегивает и расстегивает молнию, пуговицы на одежде.
НОРМЫ
Развитие мелкой моторики для детей до 5 лет способствует:
-
изучению окружающих предметов;
-
рисованию уверенных линий и изображений;
-
использованию маленьких предметов для игр;
-
умению строить из конструкторов небольшие сооружения.
Правильно развивающийся ребенок в 5 лет нарисует человечка, состоящего как минимум из 4-х элементов. Мышление формируется за счет совершенствования двигательных способностей. В этот период прослеживается положительная динамика в развитии речи.
ОТКЛОНЕНИЯ
В случае задержки в развитии моторики пальцев у малышей от 2 до 4 летнего возрастамогут возникнуть:
-
нарушения в формировании психомоторики;
-
нарушения координации движений;
-
отсутствие быстроты реакции;
-
отсутствие элементарных навыков самообслуживания;
-
отсутствие умения самостоятельно держать карандаш или ручку.
Подобные отклонения свидетельствуют о присутствии двигательных расстройств.
ДИАГНОСТИКА
Своевременная диагностика нарушений развития мелкой моторики в 3 года позволит принять безотлагательные меры. При помощи комплекса несложных упражнений и задач специалист увидит, справляется ребенок или нет. Если малышу удалось выполнить 30% заданий, значит, есть повод задуматься о его интеллектуальном и речевом развитии.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
С целью развития координации движений у детей, можно использовать специальные игрушки для мелкой моторики либо определенные упражнения, тем более что сегодня на выбор предлагаются различные методики.
Играть рекомендуется используя мелкие предметы, крупы и мешочки, наполненные разными элементами по степени твердости. Для развития мелкой моторики и одновременно формирования творческого воображения нужно регулярно складывать пазлы, различные конструкторы, мозаику.
И не забывать про пальчиковую гимнастику, сопровождающуюся веселыми играми, потешками. Лепка, массаж, рисование в совокупности будут способствовать успешному развитию ребенка!
РАСПИСАНИЕ
День недели | Время | Аудитория |
---|---|---|
Понедельник Вторник Среда |
17.00-19.00 | к.4 и к. 32 |
Четверг Пятница |
17.00-19.00 | к.4. и к. 32 |
Суббота Воскресенье |
17.00-19.00 | к.4. и к. 32 |