Методика Глена Домана з раннього розвитку

 

Глен Доман разработал интересную педагогическую концепцию, которая направлена на раннее развитие детей. За годы существования у методики появились как оппоненты, так и приверженцы. Мнения людей, опровергающих возможную эффективность программы обучения, основаны на определении её слабых сторон.

Методика Глена Домана основана на упражнениях, с помощью которых, как считал знаменитый нейрофизиолог, можно воспитать действительно гениального ребенка. Однако данная концепция в плане обучения современных детей имеет не только положительные стороны.

КАРТОЧКИ ГЛЕНА ДОМАНА: ПРИНЦИП ИХ ДЕЙСТВИЯ

Главными помощниками в программе обучения являются специальные карточки, благодаря которым малыш получает все необходимые познания. Обучающие карты отличаются внешним видом:

  • они определенного размера (каждая сторона в длину должна быть в пределах 20 см);
  • на карточки Глена Домана нанесен шрифт для лучшего визуального восприятия информации размером до 3 см;
  • на каждой карте размещено изображение, соответствующее конкретному понятию, предмету, природному явлению.

В ходе обучающего урока преподаватель предлагает ребенку использовать тематические наборы с изображениями ягод, еды, фруктов, овощей, животных. Занятия по методике Глена Домана с карточками рекомендуется проводить постепенно в течение дня. В процессе демонстрации картинки необходимо четко озвучить рисунок. Ребенок визуально воспринимает информацию, изображенную на карточке, и запоминает на слух, о чем шла речь.

На первых занятиях не рекомендуется перегружать малыша новым материалом, достаточно будет для изучения 5 карточек. С каждым днем их количество можно увеличивать. Интересно, что, по мнению создателя программы, обучать ребенка можно с первого года жизни!

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ДАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ

Отличительная черта концепции состоит в том, что ребенок в ней представлен пассивным объектом. Суть программы отрицает возможность проявления каких-либо интересов у малыша к объекту изучения. На просмотр каждой карточки отводится конкретное время, не больше 1 минуты. От педагога требуется только показать карточку с изображением, озвучить ее, и отложить. При этом ученик не должен задавать дополнительных вопросов с целью уточнения полученной информации либо расширения кругозора.

Основная суть обучающей программы – это способ механического запоминания. Методика развития по Глену Доману способствует информативному насыщению. Однако при таком подходе у ребенка не развивается мышление, потому как отсутствует потребность в анализе поступающей информации.

Для гармоничного развития требуется большое количество так называемой текстовой информации в виде стишков и прибауток, сказок и потешек. В данной методике отсутствуют малейшие зачатки таких моментов. А на этапе дошкольного развития важно ребенку получить навыки полноценного мышления.

ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

В сравнении с традиционными методиками этот вариант воспринимается как трудоемкий проект. Создатель программы считал важным представлять не цифру, а именно количество на изображении в случае знакомства ребенка с понятием числа.

Интерпретация в виде цифры отрицается. Необходимо обучать детей правилам количества. Это значит, что на карточки Глена Домана наносятся жирные точки, количество которых соответствует конкретному числу. А теперь нужно постараться представить, сколько вариантов подобного материала нужно будет создать для обучения ребенка. Не проще ли прибегнуть к классическому способу обучения?

Нейрофизиолог настаивал на том, что для ребенка важно первоначально получить знания о количестве и только после этого закрепить материал изучением числа. Большинство современных преподавателей придерживается данной теории и имеет аналогичные взгляды. Однако существуют несколько иные способы обучить ребенка математическим основам.

ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Концепция направлена на механическое определение слов и их запоминание. Процесс обучения осуществляется при помощи карточек Глена Домана, на которых написаны не слоги, а полноценные слова.

Каждая карточка показывается ребенку с определенной периодичностью. Малыш визуально запоминает написание слова. В дальнейшем он сможет самостоятельно понять существующую связь между тем, как данное слово произносится и как пишется.

Методика Глена Домана на карточках для многих практикующих педагогов кажется затруднительной в плане реализации. Ребенку в возрасте 3-4 лет сложно определить существующую связь, потому как он еще не до конца понимает разницу между произносимыми звуками и написанными буквами.

Поэтому все чаще и родители, и преподаватели, попробовав данный метод, прибегают к обучению ребенка классическим способом.